Дивны дела Твои, Господи!

“Православное обозрение Радонеж”

  автор Александр Богатырев

А церковь всеми гранями своими

Такой прекрасной вышла, что народ

Ей дал свое – незыблемое имя, –

Ее доныне «Дивною» зовет.

          (Ольга Бергольц)

В молодости у меня было несколько заветных мест, куда постоянно хотелось вернуться: Пюхтицкий, Псково-Печерский  монастыри, Троице-Сергиева лавра. И я время от времени в них возвращался. Приехав в Москву, как не побывать в Троице?! От Петербурга до Пскова невелик путь. Можно на престольный праздник (Успение Пресвятой Богородицы) в Печеры съездить. С Пюхтицей нынче сложнее. Захочешь поехать, да не пустят. Подумать только – заграница. В русскую обитель изволь покупать шенгенскую визу.

А мне: то ли оттого, что в Пюхтицу не пускают, то ли от непомерно выросших цен на билеты при мизерной пенсии, никуда теперь и ездить не хочется. И, не то, чтобы возлюбил свою келью, найдя в ней и Иерусалим, и Афон, и святую Софию Константинопольскую, а просто поселилось в душе нечто, чему и название не подобрать. Не хочется – и все тут. Но, все же, когда позовут на что-нибудь важное, не отказываюсь – еду.

А с недавних пор появилось у меня новое место душевного притяжения. – Угличский женский Алексеевский монастырь. Побывал в нем я уже 3 раза. Вернувшись из последней поездки, пытаюсь понять, почему готов и в четвертый раз ехать в славный град Углич в обитель со знаменитой трехшатровой Успенской церковью, названной в народе Дивной. А, ведь, воистину дивная! Шатровых церквей осталось на Руси немного. Их и до большевиков уничтожали. Первым сокрушителем церковных шатров был патриарх Никон. Он и Дивную приказал разрушить. Но угличане упросили подождать, пока не построят новый храм. А вскоре Никон лишился сана и был заточен в Ферапонтов монастырь, где сидел в келье в надвратной церкви, увенчанной двумя шатрами.

Смотрю на фотографию Дивной церкви и, вдруг, начинаю понимать причину особого к ней притяжения.

 В детстве дедушка подарил мне большую коробку карандашей. Один карандаш был белый. Он стал предметом моей гордости. Ни я, ни соседские мальчишки и девчонки,  никогда не видели белых карандашей. Но как, и что можно им рисовать на белых листах альбомов для рисования?!

Больше всего меня поразила приклеенная к крышке коробки репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели». Я не мог насмотреться на неведомый мне до той поры пейзаж: снег, березы с сидящими на ветвях черными птицами, шатер колокольни  и виднеющийся за березовой рощицей храм. Дело в том, что первые 10 лет жизни я провел на юге, где вместо берез росли пальмы и бананы. Снег тоже был большой диковиной (он выпадал не каждую зиму, а если и выпадал, то очень быстро таял).  Таких церквей, как на поразившей меня картине, разумеется, тоже не было.

В альбоме русских художников я в тот же вечер нашел картину Поленова «Московский дворик». На ней увидел еще одну шатровую церковь белую с тонкой острой вершиной колокольни, походившую на подаренный мне заточенный карандаш.

Целыми днями я рисовал новыми карандашами церкви с шатровыми колокольнями. Перед ними березы с лохматыми гнездами,  а в хмуром небе  черные птицы. Белый карандаш пригодился для изображения снега. Только результатов царапанья белым по белой бумаге не было видно…  

Я не понимал, да и не мог понять, что со мной происходило, и почему я мог часами неотрывно смотреть на саврасовскую картину. Я буквально растворялся в ней и страстно желал увидеть этот пейзаж наяву.

Когда же в первый раз увидел шатры Дивной церкви, был поражен ее красотой и ощутил сильное волнение. Что же напомнили мне эти белоснежные заостренные вершины?  Дело не в «шатровости». Я ведь видел и шатровую Ильинскую церковь в Ярославле, и храм в Романово-Борисоглебске, да и другие… Скорее не сами церкви, а какое-то забытое чувство,  возникшее при виде их… И только в Петербурге, после третьей поездки в Углич, вспомнил и саврасовскую картину, и дедушкин белый карандаш, и острое чувство восторга. Такое я переживал лишь в детстве.

Детские воспоминание отчасти объясняют мое желание снова вернуться в Алексеевскую обитель. Но усиливают их воспоминания о самом монастыре и свежие впечатления от последней поездки.

В первый раз я приехал сюда десять лет назад в Рождество 2010 года. Следы «мерзости запустения» ещё виднелись повсюду: но на территории монастыря уже не оставалось  посторонних жителей, за счёт средств монастыря и благодетелей более сорока семей, получили квартиры в городе. Начали восстанавливаться монастырские стены, проломы в которых исчезали на глазах. Предтеченская  церковь, стараниями настоятельницы – игумении Магдалины преображалась, ее стены приобрели первоначальный цвет.  Из-под снега виднелись кучи битого кирпича. 

Во второй мой приезд в монастыре слышно было тонкое благоухание   – это распускались цветы в розарии, окаймлённом необыкновенно красивыми кустами сирени . На фоне ярких цветов печально смотрелась Алексеевская  церковь. Она была в удручающем состоянии. Матушка поведала, что за проект реставрации этого уникального памятника федерального значения пришлось заплатить большие деньги, но о реставрации пока и думать не приходится. Зато здание келейного корпуса, не только отреставрировано, но к нему добавилась пристройка. Это красивое здание с белыми наличниками было отдано для приюта, в котором поселили девочек-сирот. Ещё и самим монахиням не хватало келий, а детям отдали самое лучшее, что было в монастыре.

Но тогда, в 2010 году, несмотря ни на что, празднование  покровительницы города Углича – чудотворной иконы «Свеча Неугасимая»  прошло с таким духовным подъемом, что казалось, остатки большевицкого погрома лишь создают фон для того, чтобы воочию показать торжество красоты жизни с Богом. И служба была замечательной, и концерт воспитанниц монастырского приюта удался, и общение гостей с матушкой-настоятельницей и друг с другом проходило с необыкновенной радостью. Уже тогда у чудотворной иконы Божией Матери “Свеча Неугасимая”, было четыре нити с золотыми и серебряными кольцами, крестами, образками и разными ювелирными украшениями  – знаками исполненных прошений об исцелении и помощи в бедах. Столько произошло чудес всего лишь за несколько лет после возвращения монастыря Церкви! Исцеления были и до революции, но сейчас их гораздо больше. Люди со всех уголков  страны приезжают, чтобы приложиться к ней и попросить о помощи: излечиться от тяжелых болезней, помочь родить ребёнка, выйти замуж… Каких только просьб не бывает у людей, попавших в беду. Многие в знак благодарности за исполнение просьб  приносят к иконе ценные вещи. Известность о скорой помощи получаемой от иконы стало причиной того, что во многих местах стали писать похожие иконы. Называют их  по- разному. Одну назвали «Свеча Негасимая»  Афонская…  Но люди всё равно притекают не к этим новоделам, а к Первообразу  Божией Матери «Свеча Неугасимая»- той самой, что находится в Дивной церкви.

 Весной 2019 года решался вопрос о  переплавке  многочисленных золотых изделий для  изготовления ризы  для  иконы.  Но в ночь на 13 апреля, в день Похвалы Божией Матери золотые предметы были украдены, а сама икона изрядно повреждена.

Мое второе посещение Алексеевской обители связано с этим печальным событием. Но насельники монастыря вскоре были утешены многими чудесами, происходившими во время реставрации иконы. Восстановили ее  мастера высокой квалификации необыкновенно быстро, к празднику 125 – летия со дня  первого исцеления, явленного от иконы. А когда отреставрированную икону привезли в монастырь, произошло новое чудо. Новая настоятельница монастыря матушка Ольга (Сельская) сменившая на этом посту свою родную сестру – игуменью Магдалину (та после травм, полученных в автомобильной аварии, не смогла исполнять многотрудную должность настоятельницы) очень энергично взялась за восстановление церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В нем не было служб 100 лет. Требовались огромные средства. А тут еще нужно было заплатить за реставрацию иконы не менее 400 тысяч. И вдруг матушке Ольге передают конверт с деньгами и говорят, что за реставрацию мастера денег не возьмут.  Свершилось настоящее чудо: Божия Матерь не только вернулась в родной монастырь  без следов повреждений, но и привнесла на ремонт храма приличную сумму.

 Во второй приезд мне удалось подольше пообщаться с новой настоятельницей монастыря монахиней Ольгой.

Это та самая Надежда Андреевна Сельская –  директор монастырского приюта для девочек-сирот, чьи воспитанницы в достопамятные рождественские  дни 2010 года давали концерт и вдохновенно пели. Я вспомнил, что девочки  играли сценки из пьес, написанных самой Надеждой Андреевной. Трудно было представить, что ухоженные барышни в красивых  нарядах, еще совсем недавно были брошенными на произвол судьбы сиротами, бездомными бродяжками, или детьми из крайне неблагополучных семей.

Секрет успеха кроится в педагогических и духовных принципах, которыми руководствуется матушка Ольга. Главный – любовь. Никакого насилия над личностями и без того настрадавшихся в детстве детей, многие из которых попали в приют, когда им было чуть больше года.  С первых же дней дети попадают в мир красоты, и трогательной о них заботы. При этом не исключается разумная строгость к провинившимся. Девочки называют матушку Ольгу «мамой». Подхалимство, сюсюканье и всяческая слащавость пресекаются. Девочкам прививается понятие благородства во всех жизненных проявлениях. Они поют в церковном хоре, молятся утром, перед сном и перед едой. При этом весь строй воспитания направлен на получение светского образования. Поскольку матушка Ольга и медик и филолог( она работала врачом –гистологом)  и педагог (она кандидат педагогических наук, имеет учёное звание доцента), то в основном выпускницы  получают медицинское и педагогическое образование. Есть среди них даже и теолог, возможно потому, что матушка учится сейчас на Высших Богословских курсах в МДА – вот уж действительно лучший метод воспитания –  собственный пример!

Девочки живут в красивом старинном городе, где сохранилось множество прекрасных храмов и 3 действующих монастыря. Из окон приюта видна одна из самых красивых в России церквей – Дивная. Матушка часто приглашает к ним художников, писателей, ученых, знаменитых актеров и режиссеров, считая, что для воспитанниц необходимо общение с интересными людьми,  способными положительно повлиять на формирование душ, духовные и эстетические ориентиры.

Говоря о принципах воспитания, она почти дословно повторила изречение Монтеня о том, что ум укрепляется общением с умами сильными и ясными, а опошляется в соприкосновении и общении с умами низменными и ущербными. Но не только укрепление ума заботит матушку Ольгу, но, прежде всего, духовное состояние взрослеющих девочек. Жизнь при церкви и  регулярное участие в богослужениях, как ничто другое способствует воспитанию высоких духовных качеств. Важен еще и эстетический момент, развитие вкуса. Девочек обучают рисованию, пению, танцам. Получившая исцеление от онкологии  у монастырской чудотворной иконы «Угличская Вратарница», послушница Фотиния Георгиевна Салугина занимается с ними французским языком.

Матушкой собрано более полусотни картин, подаренных художниками, которые приезжают на пленер. Вскоре в монастыре планируется открытие Народной художественной галерии,  вход в которую будет бесплатным (как и требы в монастыре  на пожертвование – кто сколько может). Кстати, раньше в монастыре была картинная галерея. Закрыли ее в Советское время. 

 Есть при монастыре и кризисный центр «Покров» для несовершеннолетних мам и для беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В январе появится первый новорожденный – девочка. Мама тоже сирота.

В  Угличе нет  театров, филармонии все культурные мероприятия проходят в единственном Дворце культуры.  Для паломников и туристов здесь раздолье. А  местные жители и прихожане с удовольствием посещают  общественный театр «Миряночка» при  духовно-просветительском центре монастыря «Свеча». Этот театр организовала в 2006 году  Надежда  Андреевна Сельская. теперь уже матушкой Ольгой, она же является и организатором  музея, посвящённого митрополиту Никодиму (Ротову) в 2010 году, на базе которого уже были проведены две научно-практические конференции. Пьесы для театра «Миряночка» матушка пишет сама, сегодня их уже 27, изданы две книги пьес, одобренных к выпуску издательским советом РПЦ.  

 На встречи с деятелями культуры приглашаются все жители Углича. Театр гастролирует в праздники по Угличу, выезжает в разные города Ярославской губернии. Он участвовал во многих фестивалях и  международных конкурсах, на одном из которых стал обладателем гран-при. Дважды  авторский проект матушки Ольги, связанный с театром стал  победителем конкурса «Православная инициатива». А всего она написала 6 проектов,  в 5 из которых победила и получила грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива».  

Остается только удивляться, где матушка Ольга находит  на всё время? Дети рассказали, что спит она очень мало, а по ночам молится,  да пишет …

 Матушка Ольга написала  и стала  использовать свои пьесы для воспитания детей  давно, как только стала директором приюта, а это было 16 лет назад. Она и не подозревала что есть такой действенный метод  воспитания, как  «арт- терапия».

  Когда девочка совершает неблаговидный поступок или просто имеет  какую-то порочную  наклонность, после  проигрывания  в спектакле этого или похожего порока, она изживает  свойственную ей пагубную страсть,  начинает критически относиться к себе и старается исправиться. Это гораздо полезнее нотаций и  рассуждений о том, «как это плохо».

Напротив, вживаясь в образ положительных героев, девочки стараются им подражать. Одна воспитанница, после того, как сыграла роль Великой Княжны Анастасии Николаевны, вот уже полгода демонстрирует изящные манеры, часами музицирует на фортепьяно, много читает, уединяется, размышляя о жизни.

 Недавно по инициативе народного артиста России Николая Бурляева при монастыре был учрежден детский киноклуб «Золотой витязь». Кроме монастырских воспитанниц в него приняли и учеников местного физико-математического лицея.

Значимым событием было открытие 13 декабря выставки греческого фотохудожника Костаса Асимиса. Это единственный человек, которому позволено снимать внутреннюю жизнь монастырей. За 35 лет Костас создал ценную галерею портретов афонских подвижников, многие из которых несомненно были святой жизни, продолжили и передали своим ученикам многовековую традицию афонского монашества. Также на выставке представлены фото Святейшего Патриарха  Кирилла, которого Костас   фотографировал   на Афоне.

Выставка приурочена к 650-тилетию Алексеевского монастыря. Открыл ее епископ  Переславский и Угличский Феоктист. При большом стечении гостей, московских представителей различных организаций, преподавателей московских ВУЗОВ, писателей и художников Костас Асимис сам открыл эту выставку и провёл экскурсию.  Древний монастырь произвёл на знаменитого фотохудожника неизгладимое впечатление, он посещал службы, познакомился с воспитанницами монастыря, которых обучал греческому языку.  В Ярославской области  теперь есть своя эксклюзивная выставка «Наш Афон», так как  все 250 фотографий автор передал в дар монастырю. Также,  он сделал портреты всех воспитанниц монастырского приюта и также передал в дар настоятельнице монастыря.

Открытие выставки стало настоящим праздником. На нем присутствовали многие горожане и монахи из углических монастырей. Владыка Феоктист возглавил праздничную службу, наградил матушку Ольгу медалью «Преподобного Даниила Переславского», а Костаса Асимиса и  Дмитрия Васильевича Васильчука архиерейскими грамотами за труды во благо Матери Церкви и помощь в восстановлении Алексеевского монастыря.

Матушка Ольга считает, что культурные мероприятия в стенах монастыря будут способствовать развитию духовной жизни в Угличе. Современный человек забыл о том, что культура происходит от культа. Просто она -культура – слишком далеко ушла от него (Веры Православной) в своем желании неверно понятой свободы. Задача христиан «вернуть ее на место», чтобы она стала благодатным соединением земного с Небесным. Этой цели матушка Ольга служит с самой юности. Она происходит из священнического рода Сельских, которые с начала 17 века служили  в Казанской губернии. В этом роду не один десяток священников. Сильно пострадали в годы гонений на Церковь: неоднократно подвергались арестам, ссылкам, заточениям в концлагерях,  несколько человек расстреляны.   Дед матушки – Иван Сельский   служил в штабе у  Колчака, эмигрировал в Австрию.

Матушке с детских лет прививали понимание жизни, как служение Господу Богу. Она с юности хотела уйти в монастырь, но тогда  их просто не было,  а на Украину и в Прибалтику строгие родители  и не отпустили бы. Было у неё и другое желание, воспитывать сирот, и она закончила сначала  медицинский,  проработав несколько лет  в науке, закончила Педагогический университет с отличием.  С сиротами как-то не получалось, видимо надо было жизненного опыта набраться, чтобы заняться таким труднейшим делом.  В Ярославском  духовном училище будущая монахиня Ольга была секретарём  будущего епископа  Вениамина (Лихоманова),  и это было для неё настоящим уроком, также она преподавала в училище стилистику русского языка,  литературу и  педагогику. Воспитанников училища матушка Ольга вспоминает  с большой любовью и каждым восхищается до сих пор, рассказывает с удовольствием про их успехи. В свою  очередь и они с благодарностью и любовью вспоминают свою наставницу, которая, по словам нынешнего Ректора Ярославской Духовной Семинарии – архимандрита  Сергия (Барабанова)  была для них и мамкой и нянькой и медсестрой.  Владыка Кирилл (Наконечный),  в 2003 году благословил Надежду Андреевну Сельскую ныне монахиню Ольгу,  организовать при Алексеевском монастыре в г. Угличе  приют для девочек-сирот, что она и исполнила. 

Постригал матушку Ольгу, тоже бывший воспитанник Ярославского Духовного училища ныне митрополит Феодор (Казанов). Она не знала, какое ей дадут имя при постриге. Назвали ее Ольгой – именем, о котором она мечтала с 10 лет. Это еще раз утвердило в матушке уверенность в том, что Господь исполняет все наши желания и просьбы, если они нам во благо!  Принятие монашеского сана духовно укрепляет матушку в этом служении. Она чувствует помощь Божию во всем.

Теперь лишь одна мечта остается неисполненной – восстановление Алексеевского храма. Этот храм ХVI  века. Он несколько раз перестраивался, но за внешними стенами сохранилась первоначальная кладка – стены и свод.

Матушка Ольга мечтает о том, чтобы к 650-летнему юбилею Алексеевской обители (к 2021 году) был восстановлен храм в честь его основателя – митрополита Алексея.

Это ее главная мечта. Пожелаем, чтобы она исполнилась, а все русские люди, любящие Россию и  Божии храмы поучаствовали в этом великом богоугодном деле.