Слово архиепископа Тихона на освящение Никольского придела Алексеевского храма 11 октября 1907 года

“Возлюбленные о Христе братие. Сейчас совершилось в вашем древнем граде, в сей святой обители, радостное торжество освящения нового храма во имя святителя и чудотворца Николая. Русский народ с тех пор, как он стал христианским православным, известен своею преданностью вере православной, любовью к посещению храмов Божиих, к построению и украшению их. Множество храмов по лицу земли Русской создано нашими предками. Ничто так прекрасно не доказывает древности и вашего города, как, именно, обилие в нем храмов Божиих… Если современные города гордятся красивыми улицами и мостовыми и громадными зданиями, то древние города славны обилием в них храмов, свидетельствующих о благочестии их создателей… Из всех святых особенною любовью русского народа в создании храмов почтен святитель Николай Мирликийский, в характере которого и жизни русский народ находит много сродных себе черт. В честь кого больше создано храмов на святой Руси, как не в честь этого великого Мирликийского чудотворца, хотя мощи его и почивают в чужеземной стране?.. Вот и освященный ныне храм посвящен его имени… Ныне, братие, дабы смутить вашу совесть, может быть, скажут вам: к чему храмы, когда молиться можно и дома и, пожалуй, лучше дома, чем в церкви. То правда, что и домашняя молитва доходит до Бога и привлекает на нас Его милость; правда и то, что иногда домашняя молитва и усерднее церковной… Но послушайте, что говорят святые отцы о силе церковной молитвы: «Молиться, говорит святой Златоуст, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно возсылается песнь Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединяясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо». Итак, мы молимся и должны молиться и дома, наедине, утром и вечером, пред обедом и после него, пред началом и по окончании доброго дела, но должны молиться и в храме, где за нас молится вся церковь и священники, где приносится Безкровная Жертва и где потому сильнее привлекается на нас благодать Божия… Недаром Господь заповедал шесть дней делать, а седьмой день Ему посвящать: шесть дней среди дел мы можем молиться и дома, а в седьмой день должны приходить в храм Божий, место молитвы не только людей, но и Ангелов… Что молитва в храме доходнее до Бога, сильнее и властнее, это можно разъяснить примерами: если в комнате горит одна свечка, то бывает темно, но если мы засветим две, три и более, то комната засияет светом; так и молитва одного не так тепла и сильна, как молитва многих. И еще: если мы начнем ломать один прут, то легко это сделаем, но пук прутьев связанных мы не сломаем совсем; так и молитва многих крепче, властнее молитвы одного…” В заключение архипастырь призвал слушателей, чтобы они, молясь ежедневно дома, в дни воскресные и праздничные непременно посещали храмы Божий, дабы молитвою вкупе, всею церковью усугубить милость Божию на град свой. 

“Ярославские епархиальные ведомости” от ноября 1907 года